Директор‑художник. 10 ноября 1909 года скончался Иван Александрович Всеволожский, директор Императорских театров

 

10 ноября 1909 года скончался Иван Александрович Всеволожский, директор Императорских театров, позднее — директор Императорского Эрмитажа, почетный член Академии художеств, автор нескольких пьес. Он похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

На родовом гербе Всеволожских вверху изображен ангел, держащий в правой руке меч, в нижней части — пушка, на которой сидит райская птица. Вокруг герба девиз: «Honorem meum nemini dabo» (Чести не уступлю никому). Жизнь Ивана Александровича соответствовало этому патетическому изречению. Его можно было обвинить в чрезмерном аристократизме, снобизме и неприязни к современной драме (он недолюбливал Островского), но никак не в небрежении принципами. «За двадцать лет своего управления Всеволожский заслужил горячие симпатии петербургской публики, — вспоминает Александр Бенуа, — лично же я питал (заглазно, я еще не был тогда знаком с ним) глубокую благодарность как за приглашение превосходных артистов (на первых местах стояли “божественная” Верджиния Цукки и несравненный Люсьен Гитри), так и за роскошные постановки, в частности за постановку музыкальных произведений, благодаря которым я познал и полюбил (превыше всего) русских композиторов — я имею в виду “Спящую красавицу”, “Щелкунчика” и “Пиковую даму” Чайковского, “Князя Игоря” Бородина и “Раймонду” Глазунова».

Деятельность его на посту директора императорских театров не ограничивалась одними управленческими функциями. Он — автор множества эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям. Его перу принадлежит либретто к балету «Спящая красавица», о котором автор музыки Петр Ильич Чайковский отзывался так: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его [балета] был очень увлечён и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». Эрмитаж при Иване Александровиче становится крупнейшим центром коллекционирования и научного изучения предметов искусства. Именно он был вдохновителем и организатором знаменитого Костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце. На этом празднике императорская чета и вся знать были облачены в костюмы допетровского времени.