19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный-энциклопедист, поэт и художник. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

«В память славному мужу Михаилу Ломоносову, родившемуся в Колмогорах в 1711 году, бывшему статскому советнику, Санкт-Петербургской Академии наук профессору, Стокгольмской и Болонской члену, разумом и науками превосходному, знатньм украшением Отечества послужившему, красноречия стихотворства и гистории российской учителю, мусии первому в России без руководства изобретателю, преждевременною смертию от муз и отечества на днях святые Пасхи 1765 году похищенному воздвиг сию гробницу граф М.Воронцов, славя Отечество с таковым гражданином и горестно соболезнуя о его кончине», — гласит надпись на могиле Михаила Васильевича Ломоносова.

Ломоносов оставил след практически в каждой из областей человеческого знания. А в некоторых сферах был первопроходцем — например, в теории стихосложения, в той самой теории «штилей», которая до сих входит в российскую школьную программу. Конечно, далеко не во всем Ломоносов был оригинален и интересен. Его исторические сочинения (в частности его полемика с «норманнской теорией») уже в конце XVIII века выглядели несерьезно. Михаил Васильевич старался доказать, что Русь на начальном этапе своего становления как государства не претерпела никаких иностранных влияний, и приводил в пользу этого множество нелепых аргументов — например, показывал, что вся древнерусская топонимика, все имена древнерусских князей — славянского происхождения. Еще один недостаток М.В.Ломоносова — при всей своей гениальности он не смог создать традицию, не создал научной школы. По выражению А.С.Пушкина, «Он… сам был первым нашим университетом».

И все же… Молекулярно-кинетическая теория тепла, физическая химия (Ломоносов ввел само это понятие), теория растворов и обжига металлов, открытие венерианской атмосферы, теория электричества, разработка прототипа вертолета… перечислять можно бесконечно. Богословские, научные, поэтические труды Михаила Васильевича, переиздаваемые в наше время — лучший памятник ему, тот самый — из ломоносовского перевода XXX Горациевой оды:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.