«Существо, достойное восхищения». 20 ноября 1894 года скончался Антон Григорьевич Рубинштейн, русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог

 

20 ноября 1894 года скончался Антон Григорьевич Рубинштейн, русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

 

«Рубинштейн» для петербургского уха – улица в центре, на которой раньше располагался знаменитый рок-клуб. Но Антон Григорьевич к русскому року не имеет никакого отношения.

Вот как он сам писал о себе: «Для евреев я христианин, для христиан — еврей. Для русских я немец, для немцев — русский. Для классиков я будущник, будущникам — ретроград, и т. д. Вывод: ни рыба ни мясо, существо, достойное сожаления». Композитор кокетничает. Конечно, его не любили за академизм придворные круги и композиторы-«кучкисты» (композиторы, входившие в круг «Могучая кучка»). Зато ему рукоплескала вся Россия, вся Европа и даже Америка, где он побывал с гастролями в 1873 году.

Он был учителем Чайковского… Музыкальная педагогика была главным в жизни Рубинштейна, — если не для него самого, то уж точно для нас. Мы ведь не можем насладиться исполнительским мастерством Антона Григорьевича: он умер до начала граммофонной эры. Из его 17 оперных произведений (многие из них на библейские темы), балет «Виноградная лоза», шесть симфоний и многочисленные романсы широкой публике плохо известны. А вот, что известно хорошо, так это величественное здание классического музыкального образования, заложенное Антоном Рубинштейном. Он стал основателем и первым директором Санкт-Петербургской консерватории, профессором, дирижёром ее оркестра и хора.

Год назад случилось чудо. Правнук композитора нашел партитуру оперы «Христос», которая считалась утраченной. Эта опера была поставлена в нескольких городах России.