Ижора Александра Невского-527

Вечерний Санкт-Петербург К великому князю – по Неве

ИсточникИсточник: "Вечерний Санкт-Петербург"

Паломническая служба Александро-Невской лавры провела пробную водную экскурсию. Водная экскурсия – это впервые за всю историю обители. Экскурсия была посвящена памяти святого благоверного князя Александра Невского и предусматривала посещение Усть-Ижорского храма во имя Александра Невского. Того самого белоснежного храма, который десятки тысяч горожан видели с борта теплоходов, направляющихся на Валаам. Теперь в Усть-Ижору будет отдельная экскурсия по воде.

Напомним: в 2021 году указом Президента России вся страна будет отмечать 800-летие со дня рождения Александра Невского.

Священников на корабли «поставлял» Александро-Невский монастырь

Прогулочное судно отходит от пристани на Синопской набережной. Группу паломников сопровождает насельник лавры иеромонах Лев (Чихирин). Он рассказывает об истории обители.
Оказывается, место для будущего монастыря Петр I выбирал еще в 1704 году. Однако военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы откладывали планы по обустройству обители. Только в 1710 году государь осмотрел место расположения будущего монастыря и указал строить на нем. Было определено, что монастырь будет во имя «Живоначальной Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».

Место расположения монастыря было напрямую связано с именем Александра Невского. В то время существовало предание, что знаменитая Невская битва 1240 года, когда новгородцы под командованием Александра Невского разгромили шведов на Неве, произошла именно здесь (историки однозначно говорят: битва была в устье реки Ижоры). Впрочем, возможно, что основанием для предания послужила другая битва, уже относящаяся к 1301 году, когда новгородцы под командованием великого князя Андрея, сына Александра Невского, снова разгромили шведов и разрушили крепость Ландскрону, находившуюся в относительной близости к месту расположения обители, там, где Охта впадает в Неву.

Точной даты начала строительства монастыря нет, но уже 25 марта (по старому стилю) 1713 года в первом построенном деревянном храме была совершена литургия. Это число и считается датой основания обители. В целом Лавра строилась семь десятилетий.

Причем изначально в монастыре предполагалось открыть и приют для увечных воинов, и лечебно-исправительное учреждение для алкоголиков. Даже планировалось создать лабиринт, столь модный в странах Европы того времени.

Знаковым для монастыря (статус лавры он получил в конце 18 века) стал 1724 год, когда по велению государя Петра I из Владимира сюда были перенесены мощи благоверного князя Александра Невского (великолепная серебряная рака, ныне хранящаяся в Эрмитаже, была установлена в 1752 году по указу Елизаветы Петровны). После Октябрьской революции, во времена безбожия, рака с мощами была вскрыта, и останки благоверного князя перенесли в Музей истории религии и атеизма. Только в 1989 году их вернули на прежнее место, в Свято-Троицкий собор лавры.

Многие спрашивают, почему в лавре, носящей имя Александра Невского, нет храма в его честь. Такой храм был. Верхний храм Благовещенской церкви-усыпальницы (в ней, в частности, захоронен Александр Суворов) как раз и был освящен во имя святого благоверного князя. Но Благовещенская церковь ныне принадлежит не монастырю, а государственному музею. И руководство обители считает неправильным открывать в лавре новый храм во имя Александра Невского. Храм должен быть на своем историческом месте. Зато в лавре можно посетить недавно отреставрированный красивейшую Феодоровскую церковь, верхний храм которой освящен во имя Феодора Новгородского, брата Александра Невского, скончавшегося в молодом возрасте. Других церквей во имя Феодора Новгородского в Петербурге нет.

Судьба монастыря, расположенного на берегу крупной водной артерии, неразрывно связана с водно-торговыми путями. А когда в 1717 году Петр I отдает повеление о том, чтобы «в Российском флоте содержать на кораблях и на других военных судах священников», на долгие годы основным «поставщиком» священников на флот становится Александро-Невский монастырь.

Как пояснил иеромонах Лев (Чихирин) , был четко регламентирован порядок богослужений на кораблях и обязанности флотских священников. Например, по время богослужений запрещалось табакокурение, телесные наказания, учения, а на мачте водружали специальный, молитвенный флаг, по которому проходящие суда могли определить: на корабле идет богослужение. Флотский священник посещал и утешал болящих и раненых, отпевал умерших. Вдали от берегов захоранивали в морской пучине. На месте погребения в фляжку набирали воду. По прибытии к родным берегам ту фляжку и форму погибшего захоранивали уже в земле.
Понятно, что все тяготы флотской жизни ложились и на священнослужителей.

У каждого храма – своя судьба

Водный маршрут по Неве не мог не включать рассказ о храмах, которые стоят или стояли когда-то на ее берегах. Многие храмы, некогда украшающие набережные, были разрушены – даже не в войну, а во времена воинствующего атеизма.

Например, совсем рядом с Александро-Невской лаврой был величественный Борисоглебский храм. Он был построен после неудавшегося покушения на императора Александра II, которое произошло в 1866 году. Храм местное купечество поставило в благодарность Господу за счастливое избавление императора от смерти. Освящен он был в 1882 году. Славился богатым внутренним и внешним декором. В частности, росписями в русском стиле, многоярусным резным иконостасом и полом из мраморных плит. В советское время в храме располагалось производство комбикорма, а в 1975 году его и вовсе снесли. Ныне его место занимает автостоянка и часть Синопской набережной.

Зато радует, что в последние годы в нашем городе появляются все новые и новые храмы. Например, практически завершено строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Необычный и очень красивый храм. За основу проекта взят храм-памятник в немецком городе Дармштадте.
Поражает воображение новая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке. Словно Кижи проезжаем. Деревянное чудо о двадцати пяти главках возвышается на берегу Невы. Этот действующий храм – воссозданная копия Покровской церкви, построенной в 1708 году и являвшейся шедевром русской деревянной архитектуры начала 18 века. Покровская церковь находилась в Вытегорском районе Вологодской области, сгорела в начале 1960-х. Возрождена под Петербургом (доехать до церкви можно на маршрутке от м. «Ломоносовская»).

Усть-Ижорскую церковь воссоздавали десятилетие

Белокаменный Усть-Ижорский храм во имя Александра Невского стоит на знаковом и географическом, и историческом местах. Здесь сливаются Ижора и Нева. И здесь князь Александр Ярославович в 1240 году повел в бой войска против шведов. Именно после этой битвы он вошел в историю как Александр Невский.
Как пояснил Кирилл Богданов, чтец храма, именно с Невской битвой связано чудо, отраженное в летописях. После битвы было найдено несметное множество вражеских тел даже там, где не могли быть полки Александра Ярославовича. В этом увидели заступничество свыше.

В честь победы в битве Александр Ярославович повелел срубить здесь деревянную часовню. Затем уже по указу Петра I в 1711-1712 годах построили деревянную церковь во имя святого Александра Невского. Правда, судьба ее оказалась недолгой. Через 15 лет она сгорела, затем была отстроена заново, но в конце 18 века снова сгорела.

Было принято решение о строительстве уже каменного храма, что и было исполнено в 1798-1799 годах. Символично, что средства на возведение собирали поистине всем миром: деньги давали как казенные кирпичные заводы, так и сами жители Усть-Ижоры. Авторами проекта церкви, скорее всего, являются, известные придворные архитекторы того времени Василий Неелов и его сын Петр Неелов. Специально для ижорского храма был отлит большой колокол весом в 4,4 тонны. В связи с расширением числа прихожан храм перестраивался в 19 веке. Причем второй раз – под руководством архитектора Михаила Щурупова, участвовавшему в создании проекта упомянутого выше Борисоглебского храма. Его японскому творению – кафедральному Воскресенском собору в Токио, повезло больше. Он поныне украшает японскую столицу.

Что же касается Усть-Ижорского храма, то он не избежал участи большинства культовых сооружений в советское время. В 1934 году его закрывают, а помещения отдают под склады. В 1941 году советские саперы взрывают колокольню – чтобы не служила ориентиром для немецкой артиллерии. Уже после войны был обрушен главный купол. Только в 1987 году начали разгребать завалы, а в 1990 году храм передают Церкви. Но на восстановление храма потребовалось десятилетие. А в 2018 году сюда на вечное хранение доставляют святыню – частицу мощей благоверного князя Александра Невского.

Рядом с храмом, на береговом склоне стоит 9-метровый памятник Александру Невскому (скульптор В.Э. Горевой, архитектор В.В. Попов), открытый в 2003 году. Территория возле памятника является любимым местом отдыха ижорцев: здесь ловят рыбу, сюда приезжают и молодожены. Жизнь берет свое…

Наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий:
— Князь Александр Невский – очень удачная фигура примера молодежи, в том числе нынешней. Потому что в нем сочетается очень многое: это и герой, и великий князь, благодаря которому отстояли Русь, это и дипломат, потому что он обратил внимание на Восток и искал там союза даже с иноверцами – для того, чтобы противостоять духовной экспансии с Запада. Это народный герой, полководец, не потерпевший ни одного поражения. Он умер молодым, а столько успел сделать для родной страны! Мне кажется, что любой, кто захочет, найдет в этом герое то, что близко именно ему. Очень многогранная личность, даже в некоторой степени собирательный образ.

Подготовила Татьяна Тюменева

Фото Татьяны Горд