«Царство святой красоты». 1 декабря 1869 года родилась Мария Александровна Лохвицкая, русская поэтесса, которая считается основоположницей русской «женской поэзии» XX века

1 декабря 1869 года родилась Мария Александровна Лохвицкая, русская поэтесса, которая считается основоположницей русской «женской поэзии» XX века. Ее прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«Пламенная, страстная, женственно-изящная, порой в своих стихах слишком нервная, почти болезненная, но всегда индивидуальная, она явилась странным сочетанием земли и неба, плоти и духа, греха и порыва ввысь, здешней радости и тоски по „блаженству нездешней страны“, по грядущему „царству святой красоты“. Отсутствие сильных и равных ставило её явно первою среди женской поэзии» — так писал литературный критик Александр Измайлов о поэтессе Марии Александровне Лохвицкой, известной в литературных кругах под именем «Мирра Лохвицкая».
Эта женщина завоевала русский литературный небосклон в конце 1890-х годов XIX века и быстро сошла с него уже в середине 1900-х годов. Умерла он тоже рано – в 35 лет. Считается, что она была родоначальницей женской поэзии XX века. Но отголоски ритмов и тем ее стихотворений литературоведы находят не только у Ахматовой и Цветаевой, но и у Блока, Брюсова, Гумилева, Бродского, не говоря о Бальмонте и Бунине, которые были близко знакомы с поэтессой.
Основной темой творчества Лохвицкой была любовь во всех ее проявлениях (это при том, что поэтесса была верной супругой, домоседкой и любящей матерью): «В эротизме Лохвицкой следует различить три периода. — пишет литературовед С.Венгеров. — Если и в первом сборнике попадаются вещи прямо циничные, то общую окраску ему, всё-таки, сообщала наивная грациозность; «сладостные песни любви» были, притом, посвящены мужу поэтессы за то, что он доставил ей «счастье и радость». С выходом второго сборника застенчивая окраска юных восторгов исчезает. Чувства певицы приобретают исключительно-знойный характер. <…> С III сборником она вступает в последний фазис, где тени уже гораздо больше, чем света. Общий тон поэзии Лохвицкой теперь уже нерадостный; очень много говорится о страданиях, бессилии, смерти. Прежняя простота и ясность сменяется вычурностью. Сюжеты становятся всё изысканнее…»
Важной составляющей ее творчества был религиозный элемент. Примером этого служит стихотворение «В час полуденный», написанное под влиянием «Апокалипсиса Моисея»:
Бойтесь, бойтесь в час полуденный выйти на дорогу,
В этот час уходят ангелы поклоняться Богу.
Духи злые, нелюдимые, по земле блуждая,
Отвращают очи праведных от преддверья рая.
У окна одна сидела я, голову понуря
С неба тяжким зноем парило. Приближалась буря
В красной дымке солнце плавало огненной луною
Он — нежданный, он — негаданный тихо встал за мною.
Он шепнул мне: «Полдень близится, выйдем на дорогу,
В этот час уходят ангелы поклоняться Богу
В этот час мы, духи вольные, по земле блуждаем,
Потешаемся над истиной и над светлым раем.
Полосой ложится серою скучная дорога,
Но по ней чудес несказанных покажу я много».
И повел меня неведомый по дороге в поле.
Я пошла за ним, покорная сатанинской воле.
Заклубилась пыль, что облако, на большой дороге.
Тяжело людей окованных бьют о землю ноги.
Без конца змеится-тянется пленных вереница,
Все угрюмые, все зверские, все тупые лица.
Ждут их храма карфагенского мрачные чертоги,
Ждут жрецы неумолимые, лютые как боги.
Пляски жриц, их беснования, сладость их напева
И колосса раскаленного пламенное чрево.
«Хочешь быть, — шепнул неведомый, — жрицею Ваала,
Славить идола гудением арфы и кимвала,
Возжигать ему курения, смирну с киннамоном,
Услаждаться теплой кровию и предсмертным стоном?»
«Прочь, исчадья, прочь, хулители!» я сказала строго, –
Предаюсь я милосердию всеблагого Бога».
Вмиг исчезло наваждение. Только черной тучей
Закружился вещих воронов легион летучий.
Бойтесь, бойтесь в час полуденный выйти на дорогу,
В этот час уходят ангелы поклоняться Богу,
В этот час бесовским воинствам власть дана такая,
Что трепещут души праведных у преддверья рая!