Военный, писатель и художник. 1 января 1908 года скончался Николай Николаевич Каразин
1 января 1908 года скончался Николай Николаевич Каразин, русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
«Надо, чтобы славные и добрые дела глубоко врезались в душу современников, передавались из поколения в поколение, хранили вечную славу о добрых и мудрых своих предшественниках» — эти слова принадлежат выдающемуся писателю и художнику Николаю Каразину. К сожалению, XX век сделал все, чтобы дела и слова этого человека были забыты. Мы очень плохо знаем и картины и книги Николая Николаевича.
Его жизнь четко делится на два этапа. Первый — с 1842-го по 1870 — это военная карьера. Усмирение польского мятежа в 1863—64 гг. и орден св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Поход в Бухару и орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Каразин отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-Атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе. Также он получил золотое оружие с надписью «за храбрость», отличившись в бою на Зерабулакских высотах. Николай Николаевич ушел с военной службы с чином капитана и мундиром.
С 1870 года Каразин полностью посвящает себя творчеству. К этому времени относятся его первые опубликованные рисунки в журнале «Всемирная Иллюстрация». Разумеется, рисовал он и раньше: с детства чувствовал влечение к живописи, а в 1865 году поступил в Академию художеств, где два года работал под руководством известного баталиста Богдана Виллевальде. В 1874 и 1879 гг. Каразин по предложению Русского географического общества принимал участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна реки Амударьи. В сербско-турецкую и русско-турецкую войны 1877—78 гг. работал военным корреспондентом-иллюстратором, а в 80-х гг. XIX в. посещал Туркестан уже как самостоятельная творческая единица для изучения местных нравов и составления эскизов к большим батальным полотнам. Во время военных походов, по словам историка Николая Березюка, «оружием в его многотрудных военных походах был… «альбом с кусочком угля»… и записная книжка с карандашом, с которыми он никогда не расставался. Он сражается и рисует. Рисует все, что видит вокруг, — воюющих, раненных и умирающих солдат, места сражений». Именно походные наблюдения — тема большинства его художественных произведений. «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Взятие Махрама», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Зерабулак» и «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» — это наиболее известные масштабные полотна Каразина. Кроме того, ему принадлежат бесчисленные иллюстрации к литературным сборникам, произведениям русских и зарубежных писателей (Жюля Верна, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Александра Пушкина, Льва Толстого и многих других). Любопытный факт: Каразин создал первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины.
«Я в совершенно одинаковой степени люблю как то, так и другое (т. е. литературу и живопись) — писал Каразин. — Ни малейшей разницы, ни малейшего предпочтения». В 1871 году выходит и первое его литературное произведение. В журнале «Дело» были опубликованы первые двенадцать глав романа «На далеких окраинах», основой для которого послужили опять-таки походные наблюдения писателя. «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» — наиболее известные его произведения. Его произведения — лаконичный, емкий, реалистичный, но не сухой рассказ о быте и нравах Туркестана и других земель, в которых удалось Каразину побывать. Совсем неизвестны русскому читателю детские произведения Каразина, в частности цикл «Сказки деда бородатого».
«…Счастье зависит от нас самих потому, что для счастья надо только уметь других делать счастливыми. Кто это может, тот и сам будет настолько силен снести все удары судьбы, а значит, и счастлив. Это всю жизнь исповедовал твой отец и за полстолетия своей жизни — успел прочно убедиться в светлейшей, как сам Бог, истине…» — это слова из письма Николая Николаевича к своей дочери Марии. Их можно считать выражением мировоззренческого стержня писателя и художника.