Чуткий богослов 12 января 1854 года родился Василий Васильевич Болотов, великий русский православный историк Церкви

Fotor0117160854

12 января 1854 года родился Василий Васильевич Болотов, великий русский православный историк Церкви. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.Как ученый, Болотов не мог не устареть: научные гипотезы так долго просто не живут. Да и не в этом их ценность, а в том, провоцировали они новых исследователей на изыскания в той или иной области. Некоторые сочинения Болотова «работали» до середины XX века (скажем, его разбор гностических сект первых веков был актуален до открытия библиотеки Наг-Хаммади), а некоторые пусть и маленькие заметки вроде «Из церковной истории Египта (церковно-исторические очерки и наброски)» (статья касается жития блаженного Афу, епископа Пемджеского) — до 1960-х (когда вышли статьи на эту же тему протоиерея Георгия Флоровского). Главной и фактически единственной книгой Василия Васильевича (все остальное — либо собрания статей, либо университетские лекции) было «Учение Оригена о Святой Троице». По словам протоиерея Георгия Флоровского, «это — исчерпывающий и образцовый анализ учения Оригена о Святой Троице, проведенный по текстам, которые автор умеет оживлять. И оживает образ самого Оригена, как бы рассуждающего вслух. Этот образ показан на живом историческом фоне, в живой череде древних писателей и богословов. Очень тонко проанализирован и сложный вопрос об отношении арианства и оригенизма. Это есть исторический анализ, сделанный богословом. И богословская чуткость делает сам анализ особенно убедительным». Со времен Болотова открыты множество новых рукописей и даже сочинений Оригена, не говоря уже о сочинениях других авторов, современных александрийскому мыслителю и высветляющих его богословскую позицию. Однако в принципиальных аспектах труд Болотова сохраняет свою актуальность и по сей день.

Василий Васильевич был не только ученым — историком, специализирующимся почти исключительно на истории восточного христианства — но и богословом, выдвигавшим порой небесспорные, но, по крайней мере, оригинальные идеи. Главный вклад Болотова в богословскую мысль — учение о теологумене, то есть теологической концепции, высказываемой некоторыми учителями Церкви, но не являющейся обязательной для всех христиан. Надо сказать, что учение о теологумене как раз не базируется ни на каких святоотеческих текстах и потому достойно самого критического взгляда.

Пожалуй, главная черта научного творчества Болотова — его универсализм. Василия Васильевича интересовали все области исторического знания о Церкви: от истории догмата до истории литургического календаря (статьи Болотова о времени праздновании Пасхи в древней Церкви выполнены на том уровне, которого мировая наука достигла лишь спустя десятилетия). В отличие от многих и многих историков раннего и средневекового христианства Болотов не ограничивался греческими и латинскими источниками, но брался за изучение армянских, грузинских, коптских, эфиопских и т.д., читая их в оригинале. Эта черта его научного таланта — тоже уникальна. Данные научные качества он стремился передать ученикам. «У Болотова всегда было много занимающихся, — пишет Флоровский, — он любил и умел руководить работами начинающих. Темы выбирал он для них всегда с методологическим расчетом и, прежде всего, старался научить обращаться с источниками. Это была школа исторического метода и опыта…».

Умер Болотов 5 апреля 1900 года, последними словами его были: «Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу».

Ученик и биограф Болотова Александр Иванович Бриллиантов писал: «Погребен Василий Васильевич Болотов на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Через год и 4 месяца возле него (в одну линию с ним) положен был учитель его, Иван Егорович Троицкий (+1901 августа 2). В 1903 г. над могилами их был воздвигнут общий памятник, в ознаменование их близости по духу и личных отношений, соединявших их при жизни. На двух сторонах памятника, кроме изображений святых, имена которых они носили при жизни (преп. Иоанна Ветхопещерника и св. Василия Великого), помещена одна и та же надпись: «Блажени алчущии и жаждущии правды».