«До совершенства выражения» 17 января 1869 года скончался Александр Сергеевич Даргомыжский, русский композитор, основоположник реалистического направления в русской музыке

Fotor011717118

17 января 1869 года скончался Александр Сергеевич Даргомыжский, русский композитор, основоположник реалистического направления в русской музыке. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Даргомыжский – национальный символ. И это не риторическая фигура. Он – символ в изначальном смысле этого греческого слова. В Даргомыжском сошлись волею его родителей – байстрюка и княжны – две России: дворянская и крестьянская. И та и другая оказали равное воздействие на музыкальный талант Александра Сергеевича. От высокой дворянской культуры он получил музыкальную науку (Даргомыжский занимался с известным пианистом Францем Шоберлехнером и учителем пения Бенедиктом Цайбигом), богатство аристократического духа, выраженное в лучших произведениях классической музыки и литературы, и завидные знакомства (особенно с Михаилом Глинкой, который на долгие годы стал не только его другом и вдохновителем, но и конкурентом). Из народной культуры Даргомыжский черпал вдохновение. Так во время работы над оперой «Русалка» в конце 1840 — середине 1850-х годов Александр Сергеевич специально посещал родовое смоленское имение Твердуново для сбора фольклора.
Перу Даргомыжского принадлежат четыре оперы. Первые две – «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — написаны композитором в ранний период творчества. Они долгие годы ждали постановки и никогда не были популярны. Напротив, две другие – «Русалка» и «Каменный гость» — вознесли Даргомыжского на вершину славы. Каждая из них является по-своему новаторской. Первая – благодаря своему реалистическому психологизму (даром, что фабула сказочная, правда, и сюжетную линию Даргомыжский «подрисовал»), вторая – композиторским находкам: все вокальные реплики представляют из себя «мелодические речитативы» в противовес обычным ариям и ансамблям.
Под влиянием русского фольклора написаны многие романсы Даргомыжского: «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие. Особое место занимают камерно-вокальные произведения, написанные на стихи обожаемого Даргомыжским Пушкина. Романс «Бог помочь вам!..» — одно из лучших воплощений пушкинской поэзии в музыке. Также Даргомыжскому принадлежит несколько произведений для оркестра и фортепиано.
Композитор умер 17 января 1869 года от «расстройства чего-то около сердца и чрезмерно сильном и неправильном обращении крови» (аневризм). «В лице Даргомыжского, – писал в «Санкт–Петербургских ведомостях» композитор Цезарь Кюи, – искусство понесло тяжелую, невознаградимую потерю, а русское искусство осиротело. Сотоварищ и преемник Глинки, он неуклонно и с необычайным, своеобразным талантом вел вперед вокальную романсную и оперную музыку и наконец довел ее до той правды, до того совершенства выражения, далее которого, в настоящую минуту, довести ее немыслимо. Потеря его тем более невознаградима, что он умер в полной зрелости и силе своего громадного таланта… Но сделанного Даргомыжским слишком достаточно для того, чтоб он занял в истории оперы одно из самых почетнейших мест; для того, чтоб вместе с другим великим творцом „Каменного гостя“ можно было про него сказать: „Он памятник себе воздвиг нерукотворный“…»