Композитор и фортификатор 18 января 1835 года родился Цезарь Антонович Кюи, русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», профессор фортификации, инженер-генерал

Fotor0122104611

18 января 1835 года родился Цезарь Антонович Кюи, русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», профессор фортификации, инженер-генерал. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Цезарь Кюи едва ли не самый плодовитый композитор из всей «Могучей кучки»: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по Александру Пушкину, 1909), 4 написанных в старости и проникнутых особенной нежностью детских оперы, произведения для оркестра и камерных инструментальных ансамблей, для фортепиано, скрипки и виолончели, хоры, вокальные ансамбли, романсы (около 400), среди которых наиболее известны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова Александра Пушкина), «Эоловы арфы» (слова Аполлона Майкова) и др. При этом Кюи мало популярен как в среде слушателей, так и в среде профессионально-музыкальной (особенно это касается оперных произведений: они забыты наиболее основательно). Именем Кюи не названо ни одной улицы, ни одного музыкального учебного заведения, очень редко ставились его оперы, лишь в 1950-е годы были переизданы некоторые музыковедческие статьи и письма Кюи. Сложно объяснить этот факт. Можно предположить, что советская власть, приспосабливая имперское культурное наследие к своим нуждам, сочла, что Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин ей нужны, а Кюи — нет. Почему? Возможно, это связано со второй стороной личности Цезаря Антоновича.
Кюи окончил Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет). Во время русско-турецкой войны 1877-1878 занимался изучением фортификации обоих воюющих сторон. По результатам этих изысканий им был написан труд «Атака и оборона современных крепостей», который позволил ему стать адъюнкт-профессором и занимать кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях. Кюи принадлежит порядка 10 трудов по фортификационному делу. Он читал лекции по этому предмету наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Цезарь Кюи был произведен в чин инженер-генерала.
Кюи по праву считается одним из самых значительных историков музыки и музыкальных критиков второй половины XIX века. Из-под его пера вышли произведения по истории литературы фортепианной музыки, оперной музыки и романса. Как критик и музыкальный журналист он прославился своими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и газете «Новости», популяризирующими творчество Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, молодых представителей «Новой русской школы», новаторские течения зарубежной музыки, и критикующими Чайковского. Алексей Николаевич Апухтин посвятил Кюи строфу в одном из своих сатирических стихотворений «Певец в стране русских композиторов»:
Но кто сей Цезарь, сей Кюи?
Он стал фельетонистом,
Он мечет грозные статьи
На радость гимназистам.
Он, как Ратклиф, наводит страх,
Ничто ему Бетховен,
И даже престарелый Бах
Бывал пред ним виновен.
И к русским мало в нем любви:
О, сколько им побитых!
Зачем, Эдвардc, твой меч в крови
Сограждан знаменитых?
За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, — бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности.