«Человек ищущий» 19 января 1849 года родился Владимир Николаевич Давыдов, российский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог

Сибиряков

19 января 1849 года родился Владимир Николаевич Давыдов, российский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Выходец из небогатого дворянского рода Владимир Давыдов выступал на сцене провинциальных театров в Орле, Саратове (Саратовский театр драмы), Казани, Воронеже, Астрахани и Тамбове — в основном в составе антрепризы Петра Медведева. В 1880 году он был принят в труппу Александринского театра, в которой проработал до 1924 года. Среди его ролей — комедийные, трагедийные, водевильные, и даже женские. Славу Давыдову принесли роли классического репертуара — в пьесах Чехова и Островского.
Театровед Анатолий Альтшуллер так писал о его творчестве: «Связи Давыдова с великой русской литературой XIX века, его сознательная ориентация на ее гуманистические идеалы и нравственные искания имели программный смысл. Давыдов ощущал себя частью классической культуры, хранителем традиций, глашатаем высокой миссии театра. Сформировавшись как художник и личность в период расцвета великой литературы, он всю свою жизнь стремился к сближению литературы и сцены. В эпоху пересмотра вековых завоеваний театра, дискредитации традиций, в период дерзкого экспериментаторства, неизбежно сопутствующих новому этапу художественного мышления, Давыдов, не боясь прослыть старомодным, оставался верен своим взглядам, вкусам, пристрастиям, продолжал ту линию русского актерского творчества, которая вела свое начало от Михаила Щепкина и была развита Александром Мартыновым. Эта линия «великой простоты» (Лев Толстой), реалистического психологического искусства, получила наименование русской актерской школы. При всех отличиях и оттенках внутри этой школы, все ее представители пристально вглядывались в человека, в его сложный душевный мир. Углубленное исследование человеческой психологии всегда отличало искусство Давыдова. Его мало интересовал герой-бунтарь, отрицатель, вступающий в конфликт с окружающими его людьми. Ему близок другой герой — человек ищущий, страдающий, заблуждающийся и тоскующий, который находится в постоянном разладе с самим собой. Конфликт этот безысходен и неразрешим. От спектакля (если речь шла о серьезном драматическом спектакле, а не водевиле и фарсе, на которые он тоже был мастер) Давыдов требовал следования законам психологии в людских отношениях, жизнеподобия, бытовых подробностей, морального поучения и ясного нравственного итога. Давыдов выступал против «разлитературивания» театра, против неуклонного расширения художественных прав режиссера, наметившегося в начале XX века. Разделяя эстетические воззрения того или иного писателя-классика, расходясь с ним, внося свое в изображение созданного им характера, Давыдов-актер неизменно соотносится с движением великой русской литературы».
Давыдов известен и как театральный педагог. Среди его учеников — Константин Зубов, Вера Комиссаржевская, Юрий Озаровский, Николай Ходотов, Леонид Вивьен.