«Любимец царицы» 22 января 1812 года скончался Пётр Васильевич Завадовский, русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-1810)

Завадовский

22 января 1812 года скончался Пётр Васильевич Завадовский, русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-1810). Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Выходец из небогатой украинской семьи Завадовский получил неплохое образование по духовной линии, закончив Киевскую Духовную Академию. Однако карьеру он сделал как военный. Ему помогло покровительство графа Петра Александровича Румянцева. Пётр Васильевич участвовала в русско-турецкой войне 1768—1774 годов, отличился в нескольких сражениях и даже стал соавтором (вместе с графом Семёном Романовичем Воронцовым) Кючук-Кайнарджийского мирного договора, который ознаменовал постепенное ослабление Османской империи и одновременно с этим возрастание влияния России на Балканском полуострове. На недолгое время благодаря своей красоте, расторопности и живому уму Завадовский был вознесен императрицей Екатериной II на вершину могущества. Собственно, фаворитом он был лишь в 1775-1777 годах, но и после этого занимал высокие должности в администрации.
Граф Завадовский был прадедом по матери Софьи Андреевны и Татьяны Андреевны Кузьминских, первая из которых была женой Льва Николаевича Толстого, а вторая — замечательной писательницей, оставившей книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». В этой книге немалое место отводится Петру Васильевичу.
«Деятельность Завадовского, — рассказывает писательница, — была очень обширна. Он участвовал во всех реформах второй половины царствования Екатерины… Завадовский в течение восьми лет сделал для государства более, чем было сделано во все предшествующее столетие. Завадовскому было поручено заведование Пажеским корпусом, который не был тогда военным, и другими школами придворного ведомства. Он участвовал в преобразовании делопроизводства Сената. Например, в прежнее время чтение какого-либо дела длилось 5 — 6 недель, и само собою разумеется, что содержание его не могло ясно удержаться в памяти сенаторов, чем ловко пользовалась канцелярия. В 1784 году он был председателем комиссии по сооружению Исаакиевского собора. Затем основание Медико-Хирургической Академии принадлежит ему. Он посылал молодых медиков в Лондон и Париж».
От Павла I Завадовский получил графский титул. При Александре I в 1801-1802 годах он был председателем Комиссии составления законов, в 1802-1810 — первым руководителем министерства народного просвещения, а в 1810-1812 — председателем Комиссии составления законов Государственного Совета.
В бытность Завадовского министром народного просвещения появились народные школы, в уездах — уездные училища, в губерниях — гимназии; были учреждены учебные округа, изданы уставы университетов и основаны Казанский, Харьковский и Дерптский университеты, открыт Петербургский педагогический институт. Граф ненавидел крепостное право: «Тучи книг теоретического законоведства, которое не клеится с русским бытом… — писал он графу Воронцову. — Непомерно хочется истребить кнут, которого я не видал ни в натуре, ни в действии, но одно наименование поднимало и поднимает во мне всю ненависть».
Татьяна Андреевна приводит в своей книге стихотворение, созданное безымянным поэтом в 1860-е годы. В нем упоминаются легенды, связанные с дворцом графа Завадовского в деревне Ляличи (ныне Суражский район Брянской области), в имении, подаренном Екатериной II своему фавориту. Проект дворца принадлежит великому Джакомо Кваренги.
Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала,
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Гваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм,
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги,
Ротонда, зал роскошных ряд…
Со стен на путника глядят
С ковров красавицы и боги,
И, полный вод, лугов и теней,
Обширный парк облег кругом;
Киоски и беседки в нем.
И бегают стада оленей
В зверинце темном и густом.
Под куполом, на возвышеньи
Руки художника творенье —
Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес:
Еврей Румянцева увез,
Широкий двор травой порос,
И воцарилось запустенье
В дворце и парке. Только там
Порою бродит по ночам
Жена под черным покрывалом,
В одежде черной. Кто она?
Идет по опустевшим залам.
Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое —
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем в парке мчится.