Автомобиль, грузовик, троллейбус 28 февраля 1844 года родился Пётр Александрович Фрезе, русский предприниматель, изобретатель, один из конструкторов первого русского автомобиля

Фрезе

28 февраля 1844 года родился Пётр Александрович Фрезе, русский предприниматель, изобретатель, один из конструкторов первого русского автомобиля. Прах Петра Александровича покоится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Отец Петра Александровича был горным инженером, а мать — дочерью генерал-майора, горного инженера Степана Петровича Татаринова. Неудивительно, что Фрезе пытался идти по их стопам, окончил Горный институт, работал приставом плавильного производства Павловского завода, а затем в той же должности на Барнаульском сереброплавильном заводе. Однако в 32 года он ушел в отставку и организовал свое дело — фабрику конных экипажей, которая затем превратилась в знаменитое акционерное общество «Фрезе и К».
В 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго экспонировался один из первых автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Этот удивительный экспонат привлек внимание инженера Евгения Александровича Яковлева и предпринимателя Петра Александровича Фрезе, которые решили сделать нечто подобное на русской земле. Осуществить задуманное удалось лишь спустя три года. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фрезе же по его заказу — ходовую часть и кузов.
Первое испытание прошло 27 мая 1896 года. «По компоновке, устройству двигателя и трансмиссии автомобиль Яковлева и Фрезе — пишут историки автомобилестроения Лев Шугуров и Владимир Ширшов — имел немало общих черт с машиной «Вело» Карла Бенца. Автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе имел массу около 300 кг, мог развивать скорость около 20 верст в час (21,3 км/ч) и располагал запасом топлива на 200 верст пути».
Русский_автомобиль
Строго говоря, Фрезе был не изобретателем, а умелым организатором инновационного производства. Благодаря фирме «Фрезе и К» появились первый отечественный электромобиль, первый грузовой автомобиль, первый в России серийный автомобиль, первый почтовый фургон, одна из первых в России пожарных машин, первая карета скорой помощи, первый в мире узкоколейный электропоезд, первый русский автомобиль универсального назначения, 10-местный омнибус, а также первый троллейбус. Именно автомобили Фрезе были первыми использованы для нужд армии.
В 1908 году из-за непродуманной таможенной политики Российской империи, когда ввоз готовых автомобилей из-за границы облагался пошлиной по льготному тарифу, а иностранные комплектующие наоборот стали облагаться более высокой пошлиной, производство автомобилей в России стало невыгодным. Фрезе в течение двух лет занимался постройкой кузовов на иностранных шасси, продажей готовых импортных автомобилей, а также сборкой мотоциклов. В 1910 году он продал свою фирму Автомобильному отделу Русско-Балтийского вагонного завода.
Скончался Петр Александрович 24 апреля 1918 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

12 июля 2012 года, в день святых Петра и Павла перед началом богослужения, на Никольском кладбище епископ Кронштадтский Назарий совершил чин освящения креста, установленного на могиле выдающегося русского автомобилестроителя.

Фото (с) сайт Александро-Невской Лавры