Созвучный времени 21 марта 1936 года скончался Александр Константинович Глазунов, русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории

Глазунов

21 марта 1936 года скончался Александр Константинович Глазунов, русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории. Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Талант Глазунова проявился очень рано. С девяти лет он начал обучаться игре на фортепиано, с одиннадцати — сочинять, в 17 лет он написал свою первую симфонию, в 22 совместно с Римским-Корсаковым закончил и оркестровал «Князя Игоря» Александра Бородина, а уже в 24 дебютировал как дирижер.
Глазунову принадлежит 9 симфоний (последняя, правда, не была закончена), множество сюит, увертюр, симфонических поэм и фантазий, оркестровые произведения, а также произведения для отдельных инструментов, для голоса и хора (к опере композитор был равнодушен). Наиболее известна музыка Глазунова к балетам, прежде всего, к балету «Раймонда». «Фантазия композитора, — пишет искусствовед Наталия Заболотная, — издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие нарядных картин — празднество в средневековом замке, темпераментные испано-арабские и венгерские танцы… Музыкальное воплощение замысла чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита. «Раймонда» обрела долгую жизнь и в театре (начиная с первой постановки знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа), и на концертной эстраде (в виде сюиты). Секрет ее популярности — в благородной красоте мелодий, в точном соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца».
В 1899 Глазунов становится профессором Петербургской консерватории, а уже в 1905 году, после ухода Римского-Корсакова, ее директором. Композитор проявил себя как требовательный и к себе, и к педагогам, и к учащимся администратор. Он привел в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, лично присутствовал на экзаменах в конце года. Глазунову удалось удержаться на этом посту и после революции благодаря поддержке наркома просвещения Анатолия Луначарского. Александр Константинович внес огромный вклад в дело популяризации классической музыки в рабочей среде.
В 1928 году Александр Константинович решился оставить Советский Союз. Умер в Париже. Памятник на его могиле был установлен в 1951 году на средства приемной дочери Глазунова. 14 октября 1972 года композитор был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств, а памятник, привезенный из Франции, установили в 1975 году.
Малоизвестный факт. Самолет, перевозивший прах композитора, попал в авиакатастрофу. Об этом упоминает журналист Феликс Иванович Чуев в своей биографии Ильюшина: «Самолеты Ильюшина бились меньше других машин — Микояна, Сухого, Туполева, Антонова… Серийные машины иногда разбивались — на Кубе, у поляков, в Шереметьеве. Одна летела из Парижа с прахом композитора Глазунова для перезахоронения, не судьба ему, видать…» Чуев, однако, ошибается. Самолет, следовавший по маршруту «Париж-Ленинград», действительно, столкнулся с поверхностью озера Нерское в районе поселка Озерецкое Дмитровского района Московской и разрушился. Однако перед этим он совершил вынужденную посадку в Шереметьево, где прах композитора был выгружен. Между прочим, одной из версий гибели самолета было нападение чилийских террористов.
Но в историю XX века композитор вошел не только этим. По словам все той же Заболотной, «созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще Глазунову во всех жанрах. Логическая точность и рациональность конструкции, активное использование полифонии — без этих качеств невозможно представить себе облик Глазунова-симфониста. Эти же черты в разных стилистических вариантах стали важнейшими признаками музыки XX века. И хотя Глазунов оставался в русле классических традиций, многие его находки исподволь готовили художественные открытия XX века».