Первый живописец 25 марта 1716 года родился Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты
25 марта 1716 года родился Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Этот выходец из чиновничьей семьи пришел в живопись из Комиссии строений (государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга и постройками дворцового ведомства), где служил и его отец. А известен стал (так работал в XVIII веке социальный лифт) благодаря вниманию императрицы Елизаветы Петровны, в коронационных торжествах которой он участвовал. Потом были картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, росписи плафона и написание икон для Зимнего дворца, декорации для Оперного дома, работы в Летнем дворце, Царском Селе и Петергофе. Некоторое время Антропов трудился и в Киеве, где в храме Андрея Первозванного до сих пор можно любоваться большой картиной «Тайная вечеря» — запрестольным алтарным образом его работы. После Киева была Москва и вновь Санкт-Петербург, где Антропов получил место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде. Скончался художник в 1795 году.
Антропов считается одним из первых русских светских живописцев. Но дело не в том, что он перешел от церковной манере письма к светской. Сами иконописные образы в его исполнении ничем не отличались от светских картин. В ту эпоху, как пишет историк искусства Николай Покровский, «старые предания забывались до такой степени, что когда после Заруднева назначен был надзирателем за иконописанием Антропов, то оказалось, что он сам не знал уже старой иконографии и нередко, как видно из его официальных донесений Синоду… протестовал против старинных изображений, признавая их неправильными, и не позволял их распространение в народе».
В Третьяковской галерее, Академии художеств и Эрмитаже хранятся и выставляются замечательные портреты кисти Антропова. По словам искусствоведа Ирины Котельниковой, в наследии этого художника, не прошедшего заграничного пенсионерства, хотя и учившегося у иностранных портретистов (Антропов учился у Ротари), «определенно проявилась русская национальная художественная традиция, при ярко выраженной творческой самостоятельности. В его произведениях сохраняются, всегда окрашенные индивидуальными особенностями, элементы парсунного письма, сочетающего некоторый схематизм изображения фигуры и костюма с реалистической передачей лиц. Любовь к ярким цветовым характеристикам, типичная для русского народного искусства и традиционной иконописи, интерес к реалиям, будь то узор ткани платья, орнамент кружевного жабо или декор посоха, характеризуют творческий почерк этих портретистов. Отмеченные приемы, наряду с вниманием к «жизни лица», делают Антропова мастером национально самобытным, индивидуально неповторимым».