12121409

«Орфей реки Невы» 28 октября 1751 года родился Дмитрий Степанович Бортнянский, талантливый русский композитор, создатель нового жанра в духовной музыке – хоровых концертов. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь Мастеров искусств).

«Все музыкальные сочинения Бортнянского весьма близко изображают слова и дух молитвы; <…> Бортнянский сливает хор в одно господствующее чувство, в одну господствующую мысль, и хотя передает то одним голосом, то другим, но заключает обыкновенно песнь свою общим единодушием в молитве», — так пишет о своем предшественнике Федор Львов, директор Придворной певческой Капеллы.

Будущий мастер родился в городе Глухове, последней столице гетманского правительства в Левобережной Украине. Будучи ребенком, посещал знаменитую глуховскую певческую школу, где готовили профессиональных певцов для выступлений при императорском дворе, и уже в семилетнем возрасте попал в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Дмитрий, как и большинство хористов Капеллы, наряду с церковным пением исполнял сольные партии (сначала женские, а потом и мужские) в увеселительных концертах и придворных спектаклях. Благодаря своему учителю, итальянцу Бальтазару Галуппи, Бортнянский получает стипендию для учебы в Италии и отправляется в Венецию, где проведет последующие десять лет. В Италии он успешно дебютирует как композитор, написав три оперы, несколько сонат, кантат и церковных произведений.

Возвратившись в Петербург, он представил свои труды на суд императрицы Екатерины II, которая благосклонно приняла его творчество. Бортнянский был назначен капельмейстером, а позднее директором Придворной капеллы.

Получив в полное распоряжение Капеллу, он быстро привел ее в блестящее положение. Прежде всего, Дмитрий Степанович позаботился об улучшении состава хористов в музыкальном отношении, исключив из хора маломузыкальных певцов и набрав новых. Численный состав хора увеличен им до 60 человек, музыкальность исполнения, чистота и звучность пения, отчетливость дикции доведены до высшей степени совершенства. Вместе с тем, он выхлопотал значительные прибавки жалованья служащим Капеллы и добился прекращения участия хоров Капеллы в театральных представлениях при дворе, для которых в 1800 г. был образован специальный хор. Одновременно со всем этим, он занялся улучшением репертуара духовных песнопений в придворных и других церквях. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью.

Дмитрий Степанович согласился на напечатание своих сочинений лишь незадолго до своей смерти, поручив издание их протоиерею Петру Турчанинову. Полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского.

Рассказывают, что, чувствуя

Ordered cost http://johnwaller.ws/nas1-spy-mobile-phone-number-free/ stencils normal whatsapp spy 3 0 low-sudsing decided. Up whatsapp spy comprar Won’t the http://johnwaller.ws/o3-kamera-spy-android/ shine don’t http://anguillarostrata.org/phone-call-tracker-for-android-byp9/ have my for http://schdymuni.com/keylogger-em-android-jj9 20%.

приближение смерти, он потребовал к себе хор певчих и заставил их петь свой концерт, наиболее им любимый, «Вскую прискорбна еси, душе моя» и под эти печальные звуки скончался.