Сайт Александро-Невской Лавры Иркутский святитель

Представители Александро-Невской Лавры в первые дни февраля 2015 года посетили Иркутск и приняли участие в презентации фильма о Сибирском чудотворце святителе Софронии (Кристалевском). Насельник и заведующий канцелярией Невского монастыря монах Лев (Чихирин) и руководитель иконописно-реставрационной мастерской Лавры Дмитрий Мироненко прибыли в Иркутск по приглашению иерея Павла Телегина, настоятеля строящегося Софрониевского храма в селе Шаманка Иркутской области.
Мы попросили поделиться своими впечатлениями участников поездки.
Заведующий канцелярией монах Лев (Чихирин):
- От четырёхдневного пребывания остались не только воспоминания и фотографии (как же без них) осталось какое-то внутреннее тепло. Главное в любой истории — это, конечно, люди. Я бесконечно благодарен организаторам проекта, за то, что им удалось собрать в одном месте людей, объединённых общей верой и любовью к Иркутским святителям. Везде куда бы ни приходили, нас встречали с братским радушием и гостеприимством. В воскресенье, перед тем как отправиться на премьерный показ, вместе молились в старейшем храме города — церкви Спаса Нерукотворного Образа. В богослужении, которое возглавил настоятель собора иерей Александр Беломестных, присутствовали все участники сьёмок. Настоятель строящегося Софрониевского храма иерей Павел Телегин и священники православных храмов г. Березань (Полтавская область, Украина) протоиерей Петр Красножон и протоиерей Александр Клименко.
На протяжении десятилетий нас пытались лишить целого пласта нашей истории. Того, чем мы можем гордиться. Закрывались храмы, прятались и уничтожались мощи, была утеряна немалая часть культурного наследия нашего народа… Но при этом, и это отрадно осознавать, удалось сохранить самое главное. Отнять можно многое, но есть то, чего отнять нельзя: например, подвиг любви. То, чему посвятил годы своей жизни святитель Софроний на Иркутской земле.
Важность подобных проектов едва ли возможно переоценить. Авторы — создатели стали первыми, кто снял фильм про святителя Софрония. Кроме того, во время сьёмок состоялся первый молебен в домовом храме, посвящённому Софронию и Иннокентию Иркутским. Роспись его закончилась незадолго до начала этого проекта.
Труды людей, которых так тщательно пытались забыть, не прошли даром. В храмах Иркутска, которые мне удалось посетить и молиться в них, очень деятельная и живая приходская жизнь.
Время может быть каким угодно трудным. Главное, чтобы Бог дал людей под стать ему.
Дмитрий Геннадьевич Мироненко:
- Будучи родом из Сибири (место моего рождения находится в 12 часах езды на поезде от Иркутска), я изначально ожидал этой поездки как нечаянной возможности оказаться посреди любимой мною сибирской зимы с ее высоким солнечным небосводом, чистым хрустящим под ногами снегом и ароматным морозцем, обжигающим лицо и бодрящим тело. Все это сполна подарила наша поездка в Иркутск. Только с первых минут пребывания в столице Восточной Сибири я с изумлением отметил для себя, что не замечаю всего этого, и даже самобытный облик старого Иркутска и величественный Байкал интересует меня меньше, чем хотелось. Причиной такой «невнимательности» стали сибиряки – иркутяне и прибывшие на одном самолете с нами священники из Украины. Наверное с детства я не всматривался в людей с таким захватывающим интересом и волнением. Каждый встреченный нами человек являл необычный характер и яркую индивидуальность. Эти впечатления мне хочется описать в данной заметке.
Отцы иркутяне
Отец Павел. С отцом Павлом мы познакомились минувшим летом во время посещения Александро-Невской лавры возглавляемой им группой прихожанок храма святителя Софрония из села Шаманка. С первых минут знакомства прямой, открытый взгляд его лучистых глаз устранил какую-либо необходимость осторожных этикетных форм общения только что представленных друг другу людей. Открытость и доверчивость молодого священника вместе с крепкой мужественностью произвели сильное впечатление и возродили в памяти образ русского богатыря-ратника кроткого и непосредственного с малыми и слабыми, и решительного с наглыми и заносчивыми. Это впечатление только укреплялось во время нашего пребывания у него в гостях. Его подчас юношеская застенчивость и впечатлительность удивительным образом сочетаются с пастырской мудростью и организаторским талантом. Такой священник как отец Павел, в короткое время нашего знакомства настолько расположил к себе всех нас, что, уверен, каждый воспринимает его сейчас как старого и доброго друга, готового на все «за други своя».
Отец Калинник. Пожилой протоиерей, настоятель деревянного храма Архангела Михаила с редким именем, в среде иркутского духовенства фигура во всех смыслах выдающаяся. Его даже почитают там как воспитателя целого поколения священников. Смотрит отец Калинник в глаза собеседника долгим и внимательным взглядом настоящего сибиряка. В этом, сказывается острота его ума и аскетическая устремленность его жизни. Действительно, в присутствии этого пастыря даже опытные священнослужители становятся внимательными слушателями. Он говорит тихим, но вместе твердым голосом простые житейские вещи, но за каждым словом ощущается не праздное ведение интересной беседы, а неподдельное радение о «главном на потребу». Его деятельность многогранна. Он и духовник многих иркутян, он крепкий хозяин, и строитель приходской и хозяйственной жизни общины. Отец Калинник собиратель духовной литературы. Почти двадцать лет на собственные средства он собирает и классифицирует огромную библиотеку. Не всякая монастырская или семинарская библиотека может предоставить своим читателям такой пласт святоотеческой, догматической, патрологической и прочей православной литературы.
Отец Владимир. Протоиерей поистине богатырского сложения является настоятелем Троицкой церкви в г. Ангарске. Помимо этого, он возглавляет в Иркутской Епархии отдел по образованию. Свое служение он знает блестяще. Им основана в Ангарске православная гимназия. Не всякий город имеет такое учебное заведение. Отец Владимир будучи добродушным великаном сочетает талант отличного организатора и ответственного епархиального работника с редким дарованием жизнеутверждающего юмора и открытости.
Украинцы
Отец Александр. Не часто можно встретить столь одаренного талантами человека. До того, как стать священником он в Украине был подающим большие надежды певцом и музыкантом. Во многом благодаря такой деятельности будущий пастырь приобрёл необходимый навык общения с людьми. С первых минут знакомства молодой священник буквально заполняет искристой доброжелательностью все пространство. Его нельзя не слушать. За изысканной речью заметен дар опытного духовника. Легкий собеседник, он, кажется, может общаться с любыми по профессии и социальному статусу людьми, всегда делая это искренне и с невероятной расположенностью к каждому. Отдельно хочется отметить его добрый и очень меткий юмор. Уверен, в нашей компании он занял нишу добрейшей души, связывающей все члены в истинное единство. Когда же отец Александр начинал петь украинские песни, мужчины становились тихи и задумчивы, а женщины, не стесняясь общественного места плакали.
Отец Петр. Вспоминая этого украинского священника, хочется говорить о нем «Батюшка». До последнего момента возможность приезда отца Петра в Иркутск оставалась под вопросом. Он, будучи пожилым человеком сильно приболел незадолго до поездки. Но, несмотря на боль в спине и ногах, более думая о тех, кто его ждал в далекой Сибири, он приехал, чем доставил всем большое утешение. Использование этого слова в данном контексте не случайно. Такого миролюбия, кротости и, вместе с тем, трезвения многие из нас еще не встречали в лице духовного человека. На фоне «многословной молодежи» батюшка более молчал. Темы наших бесед (иногда и споров) были разные. Не всегда его мудрость вмешивалась в темпераментные суждения, давая возможность теме исчерпать саму себя. Но если он говорил что-либо, неспешно подбирая нужные слова, это разом равняло любые контрдоводы еще недавно казавшиеся убедительными. Так случалось всегда. Случалось, потому, что в его лице судил не разум или жизненная опытность мудрого священника, а учение Церкви – всегда справедливое и истинное.
Иркутские жены мироносицы
О значении женщин для Русской православной Церкви много уже сказано, но говоря о сибирячках это наверно можно умножить на два. Группа иркутянок включала в свой состав и историка, и режиссера, и рукодельниц. Но двигателем – генератором среди них, безусловно, является Светлана Николаевна. В прошлом партийный активист и строитель Байкало-амурской магистрали, много повидавшая и пережившая на своем веку женщина буквально соединила всех нас вокруг святой памяти святителя Софрония Иркутского. В чем-то она напоминает самого Софрония. В первую очередь лидерскими дарованиями, а также удивительной духовной дерзновенностью и решительностью на конкретные и многотрудные дела. Возможно, для неверующего человека инициативы, неутомимо предпринимаемые Светланой Николаевной могут представляться безрассудными, но для всех нас они явились зримым воплощением евангельского завета данного Христом всем нам: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам…». Сама Светлана Николаевна, говоря о воплотившемся замысле никогда не говорит о своей роли, а только подчеркивает промыслительность в череде конкретных событий. Глядя на нее мне становится спокойно за будущее Русской Церкви. Пока у Церкви есть такие чада, врата ада ее не одолеют.