«В поисках любящих глаз». 26 ноября 1852 года скончался Павел Андреевич Федотов, русский живописец и график

26 ноября 1852 года скончался Павел Андреевич Федотов, русский живописец и график. Он похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

Вот майором десять лет,
А надежды нет как нет
В подполковники подняться:
Всё смотры мне не клеятся,
Всё робею на смотрах.
Слово «смотр» наводит страх.

Не-специалист вряд ли без подсказки угадает сочинителя этих строк. А вот ту картину, авторским объяснением которой является данное стихотворение, знает каждый школьник. «Сватовство майора» обязательно присутствует в любом учебнике по русской истории XIX века. Как и другие полотна Павла Федотова («Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка» и др.), оно является классикой того направления, который в искусствоведении принято называть критическим реализмом.
Более того, Павел Федотов считается родоначальником этого жанра. Он первым в русском изобразительном искусстве обратился к бытовому очерку, к драме повседневности. Первые его картины (чаще всего, даже не картины, а графические зарисовки, известные по публикациям в альманахах 1840-х годов) были проникнуты едким сарказмом, гротесковым юмором и даже карикатурностью. Со временем его полотна становятся менее эпатажными и при этом более глубокими, исполненными внимания к реальному человеку.
Сохранились воспоминания о том, как художник собирал материал к «Вдовушке» — одной из самых трогательных картин XIX века: «Раз, это было в августе… он приезжает ко мне на дачу, в Царское Село, — рассказывает приятель Федотова, Лебедев, — и после первых слов спрашивает: „А где твои дети?“ Когда вбежали три резвых мальчика, которые, коротко зная художника, вскарабкались к нему на колени и начали тормошить гостя, — Федотов успел усмирить их шаловливые порывы и долго всматривался в смеющиеся лица шалунов. В особенности внимательно смотрел он на виски и потом, обратясь ко мне, прибавил: „Вот где природа женщины сходится с природой детей: посмотри на эту нежную кожу, просвечивающиеся жилы, неопределенную синеву тела; вот природа, да только природа трудная, неуловимая…“ Наигравшись с детьми, Федотов отправился со мною в дворцовый сад, был весел, шутлив, но беспрестанно повторял, что у него есть теперь для вдовушки лоб и виски, но недостает еще любящих глаз…»
26 ноября 1852 года Федотов умер в психиатрической лечебнице. Ему было только тридцать семь лет. О его смерти ни в одной из петербургских газет не было напечатано ни строчки.
Впоследствии русский критик В.В. Стасов писал о Федотове: «Он умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».