Мудрый, благородный и просвещенный 3 марта 1930 года скончался Иван Константинович Григорович, русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, последний морской министр Российской империи

Григорович

3 марта 1930 года скончался Иван Константинович Григорович, русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, последний морской министр Российской империи. Его прах покоится на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
Потомственный морской офицер, Иван Константинович до русско-японской войны достойно, но без особенных подвигов, продвигался по карьерной лестнице: капитан новопостроенного портового судна «Колдунчик», парохода «Рыбка» в Кронштадте, флаг-офицер штаба начальника эскадры Тихого Океана… 15 февраля 1899 он стал командиром эскадренного броненосца «Цесаревич», который Иван Константинович привел в Порт-Артур и который 27 января 1904 года выдержал торпедную атаку японцев. Броненосец «Цесаревич» был единственным броненосцем, который уцелел в русско-японской войне и возвратился на Балтику. За это Иван Константинович был награжден орденом святого Владимира 3-й степени.
С 28 марта 1904 года Григорович — контр-адмирал и командир порта Порт-Артур, которым он руководил вплоть до падения твердыни 2 января 1905 года. С одной стороны, при нем портовое хозяйство находилось в идеальном состоянии, флот не знал недостатка в угле, боеприпасах и продовольствии. С другой, комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы Порт-Артура, пришла к выводу, что Григорович, как и ряд других военачальников, в течение осады вели себя безынициативно. Участник обороны военный инженер, капитан Михаил Иванович Лилье вспоминал, что Григорович и все «вновь назначенные начальники отдельных частей в крепости были люди совершенно незнакомые ни с самим Порт-Артуром, ни с его гарнизоном, ни вообще с местными условиями жизни». Возможно, этим объясняется и неудачное руководство Григоровича.
Несмотря на это с февраля 1909 года Иван Константинович становится товарищем (заместителем) Морского министра, а 19 марта 1911 года сам становится во главе министерства. «Можно с уверенностью сказать, что никогда в истории России не было во главе ее морского ведомства столь мудрого, благородного и просвещенного человека, каковым был незабвенный адмирал Иван Константинович Григорович, — пишет современник Ивана Константиновича контр-адмирал Александр Дмитриевич Бубнов. — Окружив себя блестящими сотрудниками, Иван Константинович Григорович, чуждый каких-либо эгоистических или карьерных соображений, выдвигал на руководящие посты и привлекал к работе возрождения флота лучшие силы его личного состава и воодушевлял их своим личным примером. Находясь до назначения своего морским министром целый ряд лет на посту товарища морского министра, в руках коего была сосредоточена вся хозяйственная и техническая часть морского ведомства, именно адмирал Иван Константинович Григорович довел материальную подготовку флота к войне до совершенства».
На посту морского министра Григорович разработал и ввел в действие «Временное положение по управлению Морским ведомством», заботился о повышении качества кадрового состава офицерства, старался совершенствовать систему военного образования.
О своем административном опыте Григорович рассказывает в замечательных «Воспоминаниях бывшего морского министра», которые он закончил в 1919 году. Опубликованы они были лишь в 1993-м.
После революции Иван Константинович трудился в качестве рядового сотрудника Главного управления Единого государственного архивного фонда, а затем Морского архива. Очень нуждался, жил в неотапливаемой квартире, дважды перенес крупозное воспаление легких. В 1924 году ему удалось выехать за границу, в курортный французский городок Ментона, где он и скончался 3 марта 1930 года.
В 2005 году прах Ивана Константиновича был торжественно перезахоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.