Преданный слуга 15 апреля 1902 года скончался Дмитрий Сергеевич Сипягин, русский государственный деятель, министр внутренних дел

Сипягин2

15 апреля 1902 года скончался Дмитрий Сергеевич Сипягин, русский государственный деятель, министр внутренних дел. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
«Сипягин, — вспоминает профессор Императорской Военно-медицинской академии Николай Вельяминов, — был человек далеко не выдающегося ума и был не государственный человек; он был не лишён великорусской хитрости, царедворства и соответственной этому фальши и неправдивости, но его политические и религиозные принципы делали его человеком цельным, убеждённым и в общем честным. Революционеры хорошо знали, кого они убивают, избирая свою жертву из числа приближённых Императора Николая II. Россия потеряла в Сипягине мало, но Государь потерял в нём очень много — истинного, верного и действительно преданного слугу. Сипягин принадлежал к тому типу людей, кои были так нужны Государю Николаю Александровичу и коих вокруг него почти не было».
Это, пожалуй, самая исчерпывающая характеристика личности Дмитрия Сергеевича. На посту министра внутренних дел этот выходец из московского дворянства запомнился двумя вещами. Во-первых, жесткой репрессивной политикой по отношению к любому общественному движению: молодежному, крестьянскому или рабочему. С одной стороны, это было вызвано необходимостью противодействовать терроризму. С другой, меры были чрезмерными, а главное бесмысленными. Ведь основной причиной терроризма было отсутствие реальной политической и общественной свободы. Одним из самых неприглядных деяний Сипягина были меры, направленные против тех, кто пытался помогать жертвам голода 1901 года (или тех, кто критиковал политику государства в этой сфере). По выражению, — увы, верному, — Владимира Ульянова (Ленина) «в России всякая деятельность, даже самая далекая от политики, филантропическая (благотворительная) деятельность неизбежно ведет к столкновению независимых людей с полицейским произволом и с мерами «пресечения», «запрещения», «ограничения» и проч. и проч.» Во-вторых, Сипягин запомнился умеренной либерализацией земского управления (в некоторых губерниях). Репрессии привели Россию к революции 1905 года, а самого Сипягина к жизненному финалу: он был убит эсером-боевиком, студентом Казанского университетат Балмашевым (это убийство, кстати, осудил даже Ленин, поскольку оно было совершено «вне связи с массами»). Проект земской реформы так и остался проектом.