Душа, талант и красота 1 мая 1841 года ушла из жизни Варвара Николаевна Асенкова, великая русская театральная актриса

Асенкова2

1 мая 1841 года ушла из жизни Варвара Николаевна Асенкова, великая русская театральная актриса. Она похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Краткость времени компенсируется интенсивностью прилагаемых усилий. Варвара Асенкова прожила на свете 24 года и 9 дней, на сцене всего шесть лет. За столь недолгий срок, однако, она снискала славу глубокой и разносторонней актрисы. Ее слава достигает нашего времени. Ее трагическая судьба впечатляет и ужасает нынешних любителей актерского искусства, да и самих актеров.
Дочь другой выдающейся «лицедейки» Александры Асенковой, она занялась актерским мастерством только для того, чтобы прокормить семью. Талант в 15-летней девочке разглядел знаменитый актёр Александринки Иван Иванович Сосницкий. В 18 лет она дебютировала на сцене Александринки: «Роль Роксаны в этой комедии может дать молодой дебютантке выказать в полном блеске красоту, ловкость, голосовые средства, грацию, но отнюдь не художественное творчество; создать этой роли — невозможно: единственная задача превратить французскую марионетку в живое существо… И эту трудную задачу… Асенкова разрешила как нельзя лучше, сыграв роль Роксаны неподражаемо. Сыгранная ею в тот же вечер роль Мины в водевиле «Лорнет» упрочила за нею первое место единственной водевильной актрисы», — писал 21 января 1835 года журнал «Русская старина».
На сцене Александринки Асенкова трудилась до самой смерти. Она играла по несколько спектаклей в день, редко перемежая рабочие дни выходными. Все свободное время она посвящала разучиванию новых ролей, ведь на ней держался весь репертуар театра.
Санкт-Петербург был одержим Асенковой, но она не получала от этой славы ничего, кроме еще большего душевного напряжения, сплетен, насмешек, и издевательств разочарованных поклонников. Она жила только сценой и со своими почитателями общалась только с театральных подмосток: «Современники отмечали, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим небольшим, но обаятельным голосом, — и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда».
Большинство сыгранных Асенковой ролей относятся к комедийному, водевильному жанру, однако она известна и своими замечательными драматическими ролями: Корделия в «Короле Лире» и Офелия в «Гамлете» Шекспира, дочь мельника в пушкинской «Русалке», Софья в «Горе от ума» Грибоедова.
Впечатленный Асенковой в роли «Офелии» Николай Некрасов посвятил актрисе одноименное стихотворение:
В наряде странность, беспорядок,
Глаза — две молнии во мгле,
Неуловимый отпечаток
Какой-то тайны на челе;
В лице то дерзость, то стыдливость,
Полупечальный, дикий взор,
В движеньях стройность и красивость —
Всё чудно в ней!.. По высям гор,
В долинах, в рощах без боязни
Она блуждает, но, как зверь,
Дичится друга, из приязни
Ей отворяющего дверь.
Асенкова не отличалась крепким здоровьем. Уже в 1838 году она заболела чахоткой. Невозможно насыщенный рабочий график и тот психологический пресс, под которым она находилась (чего стоят одни только поклонники, которые толпами встречали ее у подъезда, не давали пройти, нападали на улице и даже врывались в ее квартиру) сгубили ее. Она умерла 1 мая 1841 года и была похоронена на Смоленском кладбище. В том же году по эскизу Сосницкого скульптором Иваном Петровичем Витали был изготовлен памятник. В 1936 году вместе с прахом актрисы он был перенесен в Некрополь мастеров искусств, однако в 1943 году был уничтожен прямым попаданием авиабомбы. Точная копия была установлена на могиле Асенковой в 1955 году мастером Давидом Абрамовичем Спришиным. Он восстановил и эпитафию:
«Все было в ней: душа, талант и красота; и скрылось все от нас, как светлая мечта».