Разумное созидание 17 мая 1871 года родилась Анна Петровна Остроумова-Лебедева, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа

A.P._Ostroumova-Lebedeva_by_F._Malyavin_(1896)2

17 мая 1871 года родилась Анна Петровна Остроумова-Лебедева, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Она похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
«Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии — все носит отпечаток ее яркой индивидуальности. И опять-таки во всем сказывается мудрость избранного ею пути, во всем отразилась дисциплинированность ее восприятия. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашем из вагона, и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно, ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности» — эти слова Александра Бенуа точно передают существо художественного наследия Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Однако они, конечно, не вмещают того многообразия, что представляет ее творчество.
Это многообразие было следствием душевного склада художницы и идейной атмосферы, царившей в «Мире искусства», том художественном объединении, к которому она была причастна. В основе этой идеологии лежало индивидуальное самоопределение, непривязанность к конкретному стилю, попытка усмотреть в душевной глубине оригинальное и свое, свой стиль.
Она всегда жила в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Виды города и пригородов составляют сюжет подавляющего большинства ее картин. Однако она отдала должное и европейским городам, в которых она побывала, и любимой Коктебели, где на даче Волошина она гостила каждое лето вместе со своим мужем великим химиком Сергеем Васильевичем Лебедевым.
Она пережила блокаду, отказавшись уехать в эвакуацию. «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Окружающие тяжелые события, мои страдания были полным контрастом той счастливой полосе моей жизни, которую я в то время описывала и которая так давно была мною пережита. Я очень счастлива, что родилась в Петербурге, и что вся моя жизнь прошла в нем… Всех волнует один и тот же вопрос: «Уезжать ли?». Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы».
Она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, а затем в Академии художеств. Бенуа признает, что из всех его знакомых художников именно Остроумова-Лебедева лучше всего подходила на роль педагога. Она «умеет учить и знает, чему учить. Она учит не только техническим приемам (и им она, как никто в наше время, может учить), но и художественному самопознанию».
Анна Петровна умерла 5 мая 1955 года и была похоронена рядом со своим супругом.