Священник в митре 30 июня 1794 года скончался Иван Иванович Панфилов, протоиерей Русской церкви, духовник императрицы Екатерины II, член Святейшего Синода

Панфилов

30 июня 1794 года в возрасте 74 лет скончался Иван Иванович Панфилов, протоиерей Русской церкви, духовник императрицы Екатерины II, член Святейшего Синода. Первый представитель белого духовенства, удостоенный права ношения митры. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).
Священник принимал участие практически во всех заседаниях Священного Синода в 1774-1794 годах и был его негласным председателем. В этот период развивается церковное судопроизводство и церковное законодательство, происходит реформа церковного разделения на епархии. Во время Иоанна Панфилова улучшается положение белого духовенства, которое благодаря секуляризации церковных вотчин стало более независимым от власти епархиального архиерея. Он добился того, чтобы слова «поп», «протопоп», «дьячок» в официальных документах были заменены на «священник», «протоиерей» и «диакон». Его усилиями были отменены (заменены на епитимии и штрафы) телесные наказания для духовенства. Отец Иоанн вел обширную переписку с духовными и светскими лицами, выступал ходатаем за них перед императрицей.
«Ни один духовник высочайших особ не был удостаиваем такого благоволения, как Панфилов, — пишет историк протоиерей Михаил Горчаков. — Чрезвычайным расположением императрицы он пользовался благодаря исключительно своим личным свойствам. Он был человек весьма по своему времени образованный, наблюдательный, осторожный в словах и действиях, кроткий, обходительный, приветливый, почтительный к высшим лицам соответственно их положению, но с сохранением спокойного, тихого настроения и с сознанием своего священного сана и иерархического достоинства. Современники признавали отличительными чертами его личности: кротость, благожелательность, постоянство в дружбе, участливое отношение к судьбам одних, но без ущерба справедливости в отношении к другим, снисходительность к недостаткам ближних и человеколюбие. Он был внимателен к лицам, подвергшимся неудачам в жизни, притеснениям и бедствиям, и обнаруживал готовность оказать им возможную для него помощь, но в пределах законов. Успехи его в жизни и постепенное возвышение в служебном положении не изменяли его нравственного настроения, ровного, спокойного характера, а открывали ему еще более широкую, так сказать, легальную возможность проявлять его добрые личные свойства. В отношениях к высшим иерархам он всегда помнил свою иерархическую подчиненность, но без принижения и угодливости, и умел всегда сохранять неизменным раз приобретенное им благорасположение и внимание к нему иерархов, вельмож, придворных лиц и самой императрицы. Личной своей жизнью и служебной деятельностью он не подавал повода к каким-либо упрекам или неодобрению: он держал себя безупречно корректно. Лишь завистливость некоторых монашествующих лиц к его небывалому в белом духовенстве возвышению и наградам изобретала насмешливые, но безвредные выходки против него. Московский архиерей Платон, не любивший Панфилова за оборону лиц белого духовенства от горделивых и несправедливых его распоряжений, дал ему среди иерархов прозвище — popus mitratus».