Симфонический балетмейстер 14 июля 1910 года скончался Мариус Иванович Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог

Marius_Petipa_-1898

14 июля 1910 года скончался Мариус Иванович Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Мариус — сын известного французского балетного танцора и хореографа Жана-Антуана Петипа. С детства выступал в балетах, поставленных отцом. Гастролировал вместе с ним во Франции, в США и в Испании. С 1847 года как танцор, балетмейстер и педагог работал в России: в Большом театре Санкт-Петербурга, в Московском Большом театре, в Мариинском театре и эпизодически на других площадках. Автор около 110 постановок (половина из них совершенно оригинальны, половина представляет собой гениальные переработки балетов, созданных предшественниками Петипа), исполнитель более, чем 40 партий. Соавторами Мариуса Ивановича выступали Чайковский и Глазунов. «Царь Кандавл», два варианта «Дон Кихота», «Камарго», «Наяда и рыбак», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» — наиболее значимые работы Петипа. Балетмейстер также оставил после себя очень интересные мемуары.
В чем значение Мариуса Петипа? По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, «гениальный эклектик М. Петипа задержал в России процесс падения европейского балетного искусства, сохранил целый ряд постановок начала XIX в., эпохи романтического балета («Жизель», «Пахита» и др.), а затем поднял балетное искусство на такую высоту, что этот, казалось бы, частный вид искусства смог оказать влияние на русскую музыку, живопись, поэзию и драматургию конца XIX — начала XX в., когда возрождались элементы романтизма. «Симфонизация» балета, достигнутая совместными усилиями балетмейстера и композитора («Спящая красавица» М. Петипа и П. И. Чайковского, «Раймонда» М. Петипа и А. К. Глазунова), привела к влиянию балетной музыки на симфонии (ряд произведений Чайковского и Глазунова), затем к влиянию «балетного» историзма и декорационного искусства на тематику станковой живописи художников «Мира искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, К. Коровин и многие другие) и в конце концов сказалась в тематике символизма. Не случайно средневековый сюжет балета М. Петипа и А. Глазунова «Раймонда», носившего первоначально название «Белая Дама», по имени романтического персонажа балета — «белой дамы», увидевшей главную героиню в мире сновидения, сказался в тематике ранней лирики Блока. Не менее характерно и то, что драму «Роза и Крест» Блок замыслил первоначально как либретто для балета. Искусство балетмейстера воздействовало на первые режиссерские опыты В. Э. Мейерхольда (особенно в бытность его режиссером Мариинского театра)».