Тенор‑алмаз 20 августа 1898 года скончался Фёдор Калинович Никольский, русский оперный певец (драматический тенор)

n034(01)

20 августа 1898 года скончался Фёдор Калинович Никольский, русский оперный певец (драматический тенор). Его прах покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).
Выходец из священнической семьи, воспитанник Московской духовной семинарии, свое артистическое образование он получил не на академической скамье, но из рук великих мастеров. Среди них — композиторы Алексей Львов, Федерико Риччи, Николай Вителяро, актер Петр Каратыгин. Он блистал на сцене петербургской Придворной капеллы и Мариинского театра. В его репертуаре сольные партии в «Реквиеме» Моцарта, в «Торжественной мессе» Бетховена, в оратории «Stabat Mater» А. Львова, оперные арии (Лоэнгрин в одноимённой опере Рихарда Вагнера, Богдан Собинин в «Жизни за царя» Глинки, князь в «Русалке» Даргомыжского; всего более 20 арий), русские народные песни, а также романсы.
Его певческую манеру по-разному оценивали современники. Многие указывали на то, что семинарская выучка отрицательно сказывалась на манере Никольского. Например, драматург Александр Островский писал: «…Не будь у Никольского удивительного голоса, никто его не принял бы в театр за то только, что он семинарист. Неуклюжесть семинарская так прочна, что Никольский и после 20-ти лет сценической практики, переиграв всевозможных героев, все-таки остался дьячком». Федор Калинович сознательно стремился уйти от этой «неуклюжести». Для чего проходил стажировку в Италии. Но до конца победить природу так и не сумел. Критики сходились во мнении, что Никольский — гениальный певец и никудышный актер. «Это тенор-алмаз, — писал композитор Александр Серов, — редкий тенор, равного которому нет в настоящее время ни на одной сцене в мире… Призвание актера — не его удел; он только певец, и, следовательно, он не совершенный артист… Ему недостает прежде всего артистического развития… Излишняя аффектация в игре, чрезмерное жестикулирование и суетливость поведения на сцене мешали певцу создавать художественно цельные образы (особенно ярко эти недостатки проявились в партии Лоэнгрина…)».
Певец скончался в возрасте 70 лет в Новгородской области, однако похоронен был в Санкт-Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря. В 1936 году его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств. В 1959 году на могиле установлена плита.