ИА "Вода живая" Современная иконопись: пути развития С 18 по 21 июня в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре пройдет научно-практическая конференция «Современная икона: Старые вопросы нового времени». Конференция будет посвящена 700-летию преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в РФ.

ИсточникИсточник: "ИА "Вода живая""

Современная иконопись: пути развития

Веяние времени

— Идея проведения научно-практической конференции на тему современной иконописи уже давно витает в среде искусствоведов, богословов и иконописцев, — говорит руководитель конференции кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, глава иконописной мастерской Александро-Невской лавры. — Давно мы в кулуарах, при встречах задаем друг другу одни и те же вопросы о наболевшем. Удивительно, что в разных городах, странах и континентах ответы на эти вопросы совпадают. Уверен, приходит время всем миром подвести итоги первых десятилетий новой иконописи и попытаться сформулировать задачи, стоящие перед современным церковным искусством.

Место проведения — Александро-Невская лавра — прекрасно соответствует важности подобного разговора. Наместник лавры епископ Кронштадский Назарий несколько лет назад на Московском архиерейском соборе ставил вопрос об упорядочении сомнительных и непрофессиональных проявлений иконографического творчества в случаях написания образов новопрославленных святых. А техническая и опытная база лаврской иконописно-реставрационной мастерской позволит направить этот разговор в профессиональное русло.

Очевидно, что перед искусством иконописи стоит немало проблем, которые не решались в течение многих веков. Поэтому такая конференция интересна как практикам, так и ученым.

— К сожалению, диалог между иконописцами и учеными возникает эпизодически, и чаще всего по инициативе ученых — исследователей иконописи, которых, увы, не так уж много, — говорит одна из московских участников конференции искусствовед, кандидат культурологии, преподаватель Общедоступного православного университета Ирина Языкова. — Но такой диалог просто необходим, он очень важен и для Церкви, и для профессиональной иконописной среды, и для ученых, и для простых прихожан. Задача конференции — наладить этот диалог к взаимной пользе и поддерживать его далее. Вообще, конференции, круглые столы, выставки время от времени проходят, и это хорошо, но создается впечатление, что проблемы обсуждаются впервые, хотя о них говорили год или два назад. Нет преемства в таких обсуждениях, многое надо повторять, снова проговаривать, находить общие термины. Почти нет информации, публикаций после конференций. Иногда даже кажется, что мы ходим по кругу, но на самом деле все-таки продвижение вперед существует.

Новые святые

Центральная тема конференции — создание образов новопрославленных святых. «Вместе мы сумеем высказаться по поводу выработки иконографии более определенно, — уверен Дмитрий Мироненко. — Многие способны поделиться опытом в решении этих задач. Те, кому предстоит подобная работа, безусловно, смогут оттолкнуться от опыта коллег и что-то усовершенствовать, что-то скорректировать, предложить что-то свое. Так и будет формироваться новое наследие церковного искусства. Из этого соборного творчества наши последователи смогут черпать вдохновение, как и мы сейчас оперируем опытом наших предков. Это труд всей Церкви, последовательно собирающей духовное богатство, чтобы щедро раздать его тем, кто алчет».

Дмитрий Мироненко

Дмитрий Мироненко

Если традиционный образ сможет написать даже простой копиист, то образ, который создается впервые, требует огромной ответственности не только от конкретного художника, но и от всей Церкви. «Иконописец должен написать образ, не имея перед глазами образца, используя только аналоги, то есть практически родить его. Только на первый взгляд кажется, что научиться писать иконы может каждый (так, по крайне мере, написано в рекламе некоторых иконописных курсов и мастерских), на самом деле это сложный процесс, который лежит не только в области ремесла, но и богословия… Нужно и соответствующее состояние души, в конце концов», — отмечает Ирина Языкова.

Не только разговоры

Особая ценность конференции в том, что она состоит не только из разговоров, безусловно, важных, но и из мастер-классов и выездных мероприятий — искусствоведы прямо на месте смогут наблюдать за работой художников и отмечать, что получилось, а что нет. По словам Ирины Языковой, «иконописцы имеют возможность видеть, как работают коллеги, а начинающие учатся у старших, более опытных мастеров. Искусствоведы видят живой процесс создания произведения и лучше понимают тайны ремесла, без этого все рассуждения грешат абстрактностью. Когда видишь стадии работы, становится понятна „творческая кухня“, понимаешь, как мыслит человек, как у него происходит отбор средств, приемов. Да и к тому же это просто увлекательно — смотреть, как работает настоящий мастер».

Иконописцев часто упрекают в том, что они впадают либо в бездумное копирование, либо в излишний модернизм. На вопрос, существует ли золотая середина, Дмитрий Мироненко ответил так: «Золотая середина находится в вере. Если для иконописца центром его жизни становится Христос, то однажды робкие, неуверенные работы благоговейного ученика сменятся глубокими молитвенными образами сильного мастера, органично вобравшими в себя древнейшие духовные традиции всей Церкви. Одновременно в них заметно что-то новое личностное. Оно является верным выражением личных духовных отношений церковного мастера с Богом. Этот опыт богопознания обязательно проявит себя в зримых очертаниях новых икон. И наоборот, комфортная и самодостаточная мастеровитость иконописцев свидетельствует о кризисе личных отношений человека с Богом».

К счастью, последних намного меньше. Среди современных иконописцев достаточно людей, всем сердцем посвященных Христу. В недрах этой братии появляется новая российская икона. На них наша надежда.

Татьяна Кириллина