75010

Посвящение мастеру 28 сентября 1915 года родился великий театральный режиссер Георгий Александрович Товстоногов. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств)

Будущий мастер родился в семье инженера-железнодорожника, потомственного дворянина Александра Товстоногова и грузинской певицы Тамары Папиташвили.

Дядя Георгия был актером, и мальчик, еще будучи школьником, много времени проводил в театре. Он работал актером и ассистентом режиссера в Тбилисском русском ТЮЗе, в котором в 1933 году поставил свой первый спектакль. В этом же году он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, прибавив себе два года в документах. С тех пор все торжественные и юбилейные даты в жизни режиссера отмечали дважды – официально и неофициально.

Имя и призвание Георгий Товстоногов обрел в Ленинграде, став сначала главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (сейчас – театр-фестиваль «Балтийский Дом»), а затем Большого драматического театра, получившего впоследствии его имя (1992 год). Товстоногову потребовалось несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с лёгких комедий. О необычных, весёлых, музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре весь театральный Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога. В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху называли «золотой».

Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский, вспоминая один из программных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал: «Простой истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими «случайностями» и открытиями, которые к тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её структуры. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово — «разгадка».

С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. После Товстоногова остались не только спектакли, но целая плеяда учеников – талантливых актёров и режиссёров. Среди них – Кирилл Лавров, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина.

23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз.

Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.

В год столетия со дня рождения Георгия Товстоногова в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства прошла выставка «Посвящение Мастеру. К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова», на которой представлены письма и личные вещи мастера.