Образец для подражания.15 ноября 1912 года ушел из жизни Антоний (Вадковский), митрополит Санкт‑Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода

15 ноября 1912 года ушел из жизни Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода. Он погребен на братской площадке Никольского кладбища Александро-Невской лавры.

Современники и потомки давали владыке противоречивые оценки. Одни ругали его за непоследовательность в политических взглядах. С одной стороны, владыка был противником участия Церкви в публичной политике. С другой, он публично (в печати) критиковал «Союз русского народа», а социалистам — будущему лидеру обновленцев епископу Антонину (Грановскому) и печально известному священнику Георгию Гапону — покровительствовал. Другие помнят его как поборника христианского единства: владыка многое сделал для воссоединения Православной Церкви со старокатоликами и англиканами. Третьим памятна его общественная деятельность. Опыт основанного им Александро-Невского общества трезвости до сих пор в нашей стране востребован.

В одном из своих интервью наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский Назарий признался, что для него особенно важен исторический образ митрополита Антония:

«Из тех людей, которые предшествовали мне по титулу, мне очень близок Митрополит Антоний (Вадковский). Он был, в том числе, Архиепископом Выборгским. Но с другой стороны, он мне очень близок тем, что был как раз на переломе, в условиях каких-то новых веяний. Он очень себя хорошо показал как епископ новой формации в то время. И, с одной стороны, он никак не погрешил против православия, а, с другой, прекрасно ориентировался в новой ситуации, которая возникла в начале XX века. Он достойно из этой ситуации вышел, и был очень уважаем и любим всем народом, в том числе и простым. Мы знаем, что были некоторые разделения между мирянами и высшей иерархией. Но вот Митрополит Антоний (Вадковский) прекрасно в себе сочетал и любовь к народу Божьему и ответственность за свой пост. Его бы я назвал среди моих предшественников образцом для подражания».

Владыка был первым из иерархов, кто завещал похоронить его на братской площадке Никольского кладбища Александро-Невской лавры.